Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 03, 2008

Конкурс студенческих проектов Idea Mining: Доход в миллион

Где ваши дипломы и курсовые? Остались пылиться на полках, в шкафах, на помойках? А зря. Популярнейший поисковик Google вырос из «игрушки», включенной Сергеем Брином в докторскую диссертацию для Стэнфордского университета, и принес создателю миллиарды долларов. Давиду Яну, президенту компании ABBYY, всемирного разработчика электронных словарей, хватило и вовсе четырех лет Физтеха, чтобы придумать идею на миллион. Случаи редкие, но МФТИ грозится ввести их в традицию и научить студиозов выуживать из дипломов доход. Как – «Ст.М» выяснял на конкурсе студенческих проектов Idea Mining, организованном факультетом инноваций и высоких технологий (ФИВТ) совместно с Муниципальным фондом поддержки предпринимательства и инновационной деятельности Долгопрудного.

Оранжевые начинают

Вопрос вопросов всех старт-аперов (от англ. start up – запускать) – где взять идеи? Да где угодно, считают организаторы конкурса. Один алгоритм – когда по примеру Давида Яна берут актуальную проблему и творят нечто, способное ее решить. Другой заход – «по-гугловски» скакать от научных результатов и под них придумать востребованный продукт.

На Физтехе сделали проще, выдали бейджики. Белые – «безыдейным». Оранжевые – «идейным», в смысле тем, у кого уже роится пара-тройка мыслишек, но не хватает рук и голов их реализовать. За чаем с плюшками генераторам идей предстояло найти сочувствующих, а сочувствующим – дело, куда приспособить свой ум.

Но тактика «очной ставки» – проверенная опытом прошлого года, когда шесть физтеховских проектов попали к инвесторам и получили реальные деньги, – почему-то сдала. Из озвученного со сцены ничего в финал не прошло. И кино с запахом, и электронные игры на разнице курсов срезались как идейно невыдержанные и оставлены «зреть». Авторы удачных проектов, в массе своей вчерашние выпускники, молчали как партизаны. В страхе, наверное, что гениальную идею враги умыкнут. «Враги» же, ничем из предложенного не вдохновленные, исчезли, не начав запланированной командной игры. Итог наполовину печальный: таланты и поклонники не сошлись.

Ослиный хвост

Печальный наполовину, потому как в головах конкурсантов осели советы «бывалых» бизнесменов. И веселый опыт мозгового штурма, когда всей когортой пробовали сотворить инновацию для... воздушного шарика. Идеи подкидывали кто во что горазд. От совсем уж практичных – двухслойных и многоразовых, с ниппелем и без – до хохм с горшочком и ослиным хвостиком и высокотехнологичных шариков – с фейерверками или проекцией надписей для наружной рекламы.

– Ребята, не подозревая, выдали старую идею с новой начинкой: в войну уже ставили осветители на воздушные шары, – заметил декан ФИВТа Валерий Кривцов. – Еще бы посидели – глядишь, родили бы жизнеспособный проект.

Именно так, с кондачка и всем хором обычно и куются бизнес-идеи. Главное – выжать из себя креатив по максимуму, а потом обмусолить предложенное со всех сторон. Ведь первое, что взбрело в голову, – не план, а всего лишь толчок к настоящей идее. Как в случае с надувными забавами: один из зала кинул идею шарика с микропроцессором, второй подхватил, прибавив диоды, третий развил – до бегущей строки «на борту».

Моя лично мысль наткнулась на нереализованную ролевую игру, которая, по замыслам инициаторов конкурса, склеила бы «оранжевых» с «белыми».

– А что если переставить местами слагаемые, – разбежалась я к декану Кривцову. – И проводить встречи не до, а после оглашения итогов – когда победители ясны и точно известно, что у них нет команды?

– Вот видите, вы уже предложили идею.

Вклад академика

Легко бравировать шариками, а придумать проект в сфере хай-тек – никак? Антон Усачев, победитель прошлого конкурса и уже счастливый обладатель инвестиций, сделал ход конем. Взял «в долю» ученых мужей. Точнее, пробежал по научным «базам» Физтеха – академическим институтам и НИИ, предложил профессуре «развить их разработки» и насобирал с миру по нитке.

Нитки, кстати сказать, золотые – от солнечных батарей, безумно дешевых и с большим КПД, до новых систем сканирования. И все эти трофеи, разумеется, переработанные в бизнес-проект, – на стол инвестору. Чей опытный глаз сразу запал на самое перспективное – лазерный проектор, «на порядок лучше аналогов».

Спросила, как академики согласились? Объяснил очевидное: авторы патента в возрасте, и сил уже ни моральных, ни физических – продвигать идею на рынок. А тут молодые предложили сотрудничество. Взаимовыгодное, сделал упор Антон: автор получит процент с конечных продаж. Скользкое дело, запротестовали некоторые организаторы конкурса. Нужно сначала смотреть, кто истинный обладатель патента: если работодатель профессора, он и музыку заказывает, и «девушку катает».

– С ним и надо урегулировать отношения, иначе проблем с законом не избежать, – остудил предпринимательский пыл физтеха Игорь Почернин, представитель долгопрудненской Инновационной палаты.

Секонд-хенд

Свежий взгляд на старые вещи – тоже бизнес-решение.

Ну, где у мальчишек руки больше всего чешутся? Сайты знакомств, вакансий и новостные порталы. Массово посещаемые и всенародно любимые, а значит – доходные. Но сделаны из рук вон. Если бы все упростить и сбацать даже младенцу понятную доску объявлений – тысячи, десятки тысяч долларов обеспечены. Сергей Брин на том, кстати, и выиграл, что на основе уже существующих поисковиков «Yahoo!» и «Alta Vista» придумал свой – удобный пользователю, а не рекламодателю.

Вот мне как журналисту позарез нужна автоматическая расшифровка интервью с диктофона, чтобы уйму времени не убивать, как сейчас. Если у Алексея Иванова и Александра Кшевецкого, победителей конкурса сразу в двух номинациях – «Высокие технологии» и «Бизнес-применение»,– все получится с сервисом «поиск в речи по ключевым словам», честное слово, готова стать первым клиентом их совместной компании «Tellicity». Потому как испробовала все существующие программы вроде «Горыныча» и все – в корзину:

– Горыныч» использовал англоязычную модель. Мы же изначально ориентировались на русскую фонетику. И нацелены пока на конкретные заказы – поиск по фиксированным словам, которые нам скажут. Это локально, а мы ставим задачу глобально – полное распознавание, когда все сказанное переводится в связный текст. Но решаем пока конкретику – вручную вбить «заказные» слова, – и Саша Кшевецкий тут же на подоконнике продемонстрировал как. Набрал «автомобиль», и сайт www.tellicity.ru выдал пару файлов с искомым словечком.

Конечную версию сделать – не пельмени слепить: над похожей задачкой распознавания речи годами бьются ученые-теоретики.

Люди и вехи

– Ребята правильно сделали, что мыслью по древу не растеклись, а разбили долгосрочный проект на этапы и сразу же взяли быка за рога, – заметил Олег Подлипский из Инновационной палаты. – Инвесторам нужен не кот в мешке, а отдача от вложенных средств – конкретная реализация продукта в виде продаж или реального производства. Иначе как «кошельки» убедить, что их кровные, вложенные в неизвестный проект, не ухнут в пустоту. Получится порочный круг: дайте нам денег – а вы покажите на что?

– С прототипом (сырая версия продукта) на руках легко общаться с инвесторами еще до запуска поисковой системы, – согласился Александр Рылов, главный менеджер ABBYY по технологическим продуктам.

Александр знает что говорит: первый электронный словарик Lingvo выстрелил и разошелся пиратскими копиями еще до того, как создатели ABBYY успели его продать. Невероятно, но факт. Студенты Физтеха обзванивали всех подряд с предложением купить «две дискетки», а где-то в Новосибирске им отвечали: «У нас есть уже Lingvo, и не надо выдумывать, что ее сделали вы».

Поэтому первое, что вынесли из этой истории Иванов, Кшевецкий и Ко – быстрее стартовать с тем, что есть, и развивать идею «без внешних инвестиций», из своего кармана. У них даже пример есть:

– Давид Ян с партнерами тоже вложили в дело сто долларов, из которых выросла компания в 650 человек в семи странах мира.

А дальше что? А дальше бизнесмены сослались на самого миллионера, по совместительству председателя жюри конкурса – сколотить команду из четырех-пяти хорошо подобранных специалистов – технарей, менеджеров, художников, продавцов машин, кого угодно. Главное – из людей, дружественных по духу, одержимых и готовых пахать «за идею» с одной лишь гарантией – получить акции с собственной компании, если ее создадут. Это заповедь, чуть ли не в кулуарах озвученная Яном ребятам. Без нее развалится все, будь вы трижды «идейны», умны и богаты.

Дальше цель – популяризировать бренд и под ним выпускать новые и новые проекты. Не топтаться на месте, двигаться. И еще обязательный пунктик – разделить епархии и не выхватывать руль друг у друга. В Tellicity сразу определились: Иванов – главный по технологиям, за Кшевецким – финансовые и организационные дела. А не известным никому и «малопонятным» идеям наращивать репутацию, в том числе и на конкурсах типа Idea Mining.

Дешево и сердито

Что такое бизнес, как не отъем денег у конкурентов, с упорным доказательством собственных преимуществ? Кшевецкому с соперниками не повезло – их фактически нет. Придется еще дорожку торить – растолковывать всем и каждому, что такое «поиск в словах» и с чем его едят. Тому же Павлу Григалу, первому призеру в номинации «Инновационная идея», проще. Есть аналоги, но громоздкие и дорогие. Все, что требуется, – упростить и удешевить существующее. Подобную тактику когда-то грамотно выбрал Генри Форд, превратив автомобиль из роскоши в средство передвижения. Логика понятна и канарейке: если на вещь транжирят уйму денег, на вариант подешевле грохнут еще больше.

Специально одеяло Павел на себя не тянул – так вышло. Вместо, скажем, двухпальцевого метода диагностики моторики руки придумал десятипальцевый, более эффективный. И удешевил метод, предложив онлайн-вариант, доступный не только эскулапам, но и простым гражданам. Теперь каждый ребенок, постучав по клавишам, покажет маме и папе, готов он к письму и озвучанию буквы «р» или нет. Не говоря о тех, кто перенес инсульт или травму: им компьютерная программа Григала подскажет, долго ли до выписки. О рабочем столе нейропсихолога вообще молчу. Понятно, что идея пускай и в относительно узком кругу, но востребована. Письма благодарных родителей города Химки Павла Григала уже нашли: его метод протестирован на тамошних школьниках и вот-вот выйдет в тираж.

Вообще, убеждали физтехов люди дела, – грош цена проекту, не нацеленному на спрос.

– Если непонятно, для кого производишь продукт, вопрос – зачем он нужен? – резюмировал Александр Рылов. – Все знаменитые старт-апы вроде Apple и Microsoft выросли из потребности самих основателей придумать удобные программки для себя и друзей. Давид Ян, например, категорически против, когда вперед выдвигают не нужды потребителей, а финансовые цели. Это краткосрочный бизнес, шабашка: заработали и разбежались. Хотите дело на века – ставьте целью осчастливить людей в буквальном смысле. Та же «Википедия» – свободная интернет-энциклопедия, которую вправе редактировать каждый. Ее придумали с одной мыслью – дать всем доступные знания. Предложив посетителям сайта заплатить по желанию. Проект озолотился.

Можно вообще развернуть проблему на все сто восемьдесят. А если сузить задачу, как еще один призер конкурса Алексей Пешков, то реально оттяпать кусок пирога у нашумевших проектов типа «Мой Круг» и «Одноклассники.ру». Придумать сеть с обещающим названием «RapidSteps» для изучения английского языка, превратив пустое просиживание в Интернете в полезное занятие. И главное – схема работы ясна как дважды два: кликаешь по ходу чтения или прослушивания с сайта на незнакомое слово, и оно автоматом выносится в столбик для повторения. Просто и со вкусом. Клиенты – вся страна. И все, что нужно для победного аккорда, – светлые головы программистов и грамотный бизнес-план.

Наноскоп

Нет, это хорошо, когда реализация мечты не требует заводов и прочих производственных мощностей. А если требует, да еще вчера? Как у выпускника МФТИ Дмитрия Климова, ответившего на запрос страны флуоресцентным наноскопом. Глобальная вещь, способная разглядеть клетки в сто и даже тысячи раз меньше, чем обычные микроскопы. Без препарирований, вводов ядовитых солей и прочих экзекуций над «подопытными».

Модель приборчика бывший физтех придумал еще до того как в авторитетном журнале «Science» опубликовали статью о наноскопии и внесли ее в топ-десятку достижений 2006 года. Метод, по уверениям молодого ученого, на девяносто процентов совпадает с его собственным. И важнее всего сейчас – «обогнать Америку», чтобы отвоевать мировой приоритет на означенную технологию. В России уже получен патент, осталось прорубить окно в Европу. Там изобретения реализуют быстрее, чем у нас, – и Диме останется только лицензию продавать на выпуск продукта.

Судя по тому, что физтеховскому изобретателю инвесторы дали от ворот поворот – все по той же причине отсутствия «готового прототипа» на руках, – с наноскопными заводиками в России Дмитрию в ближайшее время ничего не светит. А время – деньги, вы же понимаете.

Выложи на блюдце

Кстати, время и деньги придется как следует считать. Кроме технологий и ноу-хау, которые «идейные» технари генерируют и описывают без сторонней помощи, нужен подробный расклад. Где, что, когда? На кого ориентируемся? Кто конкуренты, чем мы лучше и как намерены «сделать» соперников? В общем, курсов маркетинга и пиара не избежать. Дальше хлеще – финансовый план. Эдакая модель расходов и доходов, где нужно четко представить, откуда, куда и по каким каналам потекут золотые. Не говоря уже о команде и полном обосновании ее участия в затее. Короче, потребуется полная разблюдовка по производству и продаже мечты.

К тому же надо в рекордные сроки освоить азы бухучета, финансов и менеджмента. И еще кучу всего, что входит в понятие бизнес-план – документик не меньше чем на тридцать страниц. Нужный вам – как пошаговое руководство к действию. И инвесторам. И столичному правительству, где молодым предпринимателям дают стартовую субсидию до 750 тыс. рублей (с условием, что внесешь в кассу столько же).

Словом, бумаги спросят везде. Кроме, пожалуй, ристалищ вроде Idea Mining, где оценка жюри заменит старт-аперам маркетинговые и прочие исследования. А когда в председателях конкурса матерые «волки» вроде Давида Яна, владельца сразу нескольких бизнесов, вопросы о компетентности оценок отпадут сразу.

Наталья ИЛЬИНА

PS. www.inpalata.ru, www.ideablog.ru и www.en.wikipedia.org – три ключевые ссылки, которые рекомендовали победители IM всем старт-аперам. Последняя на английском – и его придется выучить.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива