Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 04, 2008

МИИТ: Возвращение романтики

Студенческие строительные отряды вновь в моде. Но одной лишь модой легко объяснить разве что длину челки в этом сезоне, а когда студенческое движение за несколько лет увеличивается в десятки раз, причина в чем-то другом.

Если хорошенько расспросить старшее поколение про их стройотрядовское житье-бытье, то после многочисленных охов и ахов про костры, туманы и запахи тайги, выяснится, что ехали-то по большому счету не только за этим. Страна получала рабочую силу, помноженную на молодой задор и энтузиазм, студенты – друзей, хорошую прибавку к стипендии и трудовой опыт. И все были довольны.

Ситуация и сегодня не особенно изменилась. В России острый дефицит рабочих рук, а молодежь по-прежнему нуждается в деньгах. Значит, студенческий строительный бум продолжится.

Дело пошло

Московский институт путей сообщения (МИИТ) был инициатором возрождения студенческих отрядов. Первый десант отправился вовсе не за рублем. В 1996 году 17 человек с факультета «Строительство железных дорог» поехали возрождать Иосифо-Волоцкий монастырь без всякой зарплаты – бойцы стали волонтерами.

Наместник монастыря, бывший студент МИИТа митрополит Питирим, обратился к руководству вуза с просьбой прислать ребят на благое дело. Волонтерский отряд по реконструкции монастырей и храмов существует в институте по сей день. От желающих нет отбоя. Приходится даже конкурс устраивать.

С тех пор дело пошло. ССО МИИТа стали работать на строительстве Московской железной дороги. Вскоре идею возрождения студенческого движения подхватили и другие вузы. Особенно после того, как первые лица города Ю.М. Лужков и Л.И. Швецова живо откликнулись на предложение вуза провести слет ветеранов ССО.

Слет получился всероссийским. Люди из разных городов и даже бывших союзных республик с удовольствием вспомнили комсомольское и стройотрядовское прошлое и решили: «Трудовому студенческому движению быть!». Тогда же мэр Москвы вручил отряду МИИТА символическую путевку на строительство третьего транспортного кольца.

В жизни пригодится

Но в одну реку нельзя войти дважды, и студенческие отряды сегодня все-таки не совсем те, что были раньше. О приметах того времени рассказывает первый проректор МИИТа Александр Аполлонович Выгнанов:

– Ребята многому учились в отрядах: общению в коллективе, ответственности, становились сопричастными к большим делам страны. Всесоюзные ударные стройки – это было здорово придумано! Молодежи всегда было важно, чтобы то, что она делает, было звонко. Представьте – мальчик только второй курс окончил, а его портрет как бойца ССО помещают на первую полосу крупной газеты. Он – герой! Вот чего не хватает сегодня.

Любое поколение отличается от предыдущего – это неизбежно. Изменилось социально-экономическое положение в стране, естественно, изменилась и молодежь. Но и у современных ребят много добрых намерений, много энергии, которую они хотели бы с пользой потратить. Когда раньше говорили, что ССО – школа гражданского воспитания, это были не просто громкие слова. Тот, кто прошел учебу в них, – человек совсем другого уровня.

К нам приходят разные студенты, бывают и не в меру задиристые. Но они меняются на глазах, когда начинают заниматься важным делом. Понимают, что если что-то не доделают, не довернут как надо, может случиться, например, крушение поезда. Так что ответственность колоссальная, а это в жизни на любой работе пригодится.

Сегодня отряды могут материально крепко поддержать студента. Посмотрите на стипендии! Студенты никогда не барствовали, но в мои годы учебы даже на обычную стипендию человек мог прокормиться. А сегодня? Даже питаясь только в студенческой столовой, стипендии хватит на неделю. В этом смысле работа летом снимает массу проблем.

Да и организация быта бойцов ССО теперь не та, что раньше. 45 или 60 дней студенты (в зависимости от договора) живут, как правило, в хороших условиях – в комнатах есть душ, холодильник, телевизор. Они хорошо питаются. Организаторы сами заинтересованы в том, чтобы ребятам было комфортно. Даже устраивают экскурсионные поездки по интересным городам. При этом удается еще и заработать.

В копилку карьериста

ССО решают не только материальные проблемы. Все отряды МИИТа – специализированные, поэтому по окончании вуза стройотрядовец приобретает еще и необходимый для устройства на работу опыт. Для будущего руководителя это необходимое условие.

Даже белоручки с юрфака могут при желании попрактиковаться в отряде. И они выезжают на летнюю практику в самые отдаленные уголки России, оседают в крошечных комнатках местных железнодорожных станций и дают бесплатные консультации населению. Прекрасная практика, после которой шансы начинающего юриста найти хорошую работу возрастают.

Отряд вагонников вообще работает круглый год. Для них даже изменили учебный процесс: два дня учатся, два дня заняты на производстве. Вагонные депо получают специалистов, которых катастрофически недостает, а будущий инженер – набор квалификационных удостоверений по профилю.

Кому столица

Для студенческих строительных отрядов открываются огромные перспективы, в том числе и в связи с сочинской олимпиадой. С одной стороны, рождаются мечты о подготовке отрядов проводников нового международного уровня с превосходным знанием языков и прекрасными манерами, а с другой... Не за горами тот день, когда гости из ближнего зарубежья оставят стройки Москвы и переориентируются на сочинские объекты. Там и климат лучше, и денег больше.

Кому-то нужно будет строить Москву, но наплыва рабочих ждать не приходится. Им просто неоткуда взяться – все тот же дефицит рабочих специальностей. Тогда и пригодятся студенты. Мэр Москвы Ю.М. Лужков выступил с предложением привлечь студотряды на московские стройки.

Сегодня стройотряды есть практически в каждом вузе. Но ССО – это ответственность. И не только бойцов, но и их руководителей. Хороший руководитель обязательно встретится (и не раз) с принимающей организацией, досконально обсудит условия труда и отдыха своих подопечных и только после этого подпишет договор, а во время работы отряда обязательно съездит и проконтролирует, все ли в точности выполняется.

Там, где к делу относятся серьезно, обязательно назначают командиров и комиссаров отрядов. Перед началом работ бойцы проходят обучение, знакомятся с техникой безопасности. Все это строго соблюдается в МИИТе. Здесь в рядах ССО пока 1600 человек. Однако в этом году количество заявок от принимающих организаций резко возросло. Так что вполне вероятно, что вскоре бойцов (и каких!) станет еще больше.

Шесть кубов и два вагона

Старую стройотрядовскую школу прошли многие руководители крупных предприятий. Проще найти тех, мимо кого этого движение прошло стороной. И это закономерно. Ведь если студент в первый год был простым бойцом, потом комиссаром, командиром отряда, его нельзя не заметить, ведь человек приобрел опыт организатора и руководителя еще в студенчестве.

Через год будет 40 лет, как ректор МИИТа в первый раз поехал в стройотряд. О своей «школе» Б. А. Лёвин вспоминает с удовольствием и понятной гордостью – ветеран! Его стройотрядовская курточка хранится в музее МИИта.

– Разбередили вы мне душу, – признался Борис Алексеевич. – Когда я к нашему разговору готовился, столько всего вспомнилось про то время... Впервые в стройотряд поехал в 1969 году, после первого курса. Меня сначала и брать не хотели – принимали второкурсников. Но у меня за плечами был техникум – и разрешили. Поехали в Красноярск на три месяца. В первый раз так далеко от дома уезжал. Строили мы железнодорожную и автомобильную ветки до нового рудника. Заработал 495 рублей. Хорошая сумма по тем временам, если учесть, что стипендия была 40 рублей. Заработанное отдал родителям. Семья у нас основательная, дружная, деньги были общими, и меня домашние оценили уже как человека, который помогает семье.

На следующий год был каменщиком в Смоленской области. И одновременно – комиссаром отряда. Дневная норма – шесть кубов кладки. Конечно, перерабатывали: раньше начинали работать, позже заканчивали. Главное – больше успеть сделать! В Смоленской области до сих пор стоит зерновой склад, где на фронтоне моей рукой выложен год строительства – мне как комиссару выпала такая честь. Когда бываю в тех краях, обязательно подхожу, любуюсь...

Трудились много. Но был в нас удивительный задор, азарт... Смоленская область, деревня. И тут приезжают молодые люди и девушки в стройотрядовских куртках – студенты! Конечно, вся деревенская молодежь крутится вокруг нас. Мы были для них примером для подражания. Вечером мы вместе убирали сельский клуб и балагурили на сцене: танцевали, пели, сценки юмористические ставили про жизнь в отряде. В итоге, многие селяне стремились поступить именно в МИИТ.

Сегодня могу точно сказать: стройотряды сыграли большую роль в моем становлении как руководителя. Они научили меня работать с людьми, отвечать за них. Многие руководители боятся иметь дело с финансами. Я – нет. Как командиру отряда мне приходилось работать с деньгами, распределять наряды, организовывать питание – мы тогда все делали сами.

Помню такой случай в Смоленской области. У нас закончился цемент. Простой! Что делать? Встречаюсь с организатором. Он говорит, что ночью придут вагоны с материалом. Если успеем разгрузить – цемент наш, если нет – не обессудьте. Бегу в отряд, набираю ребят посильнее и покрепче, за ночь мы разгружаем два вагона и везем цемент.

Это один пример, но в таких ситуациях я оказывался нередко. Требовалось быстро принимать решение, соображать, порой даже рисковать. Все это формировало в молодом человеке качества лидера. Может быть, поэтому с тех пор и не боюсь ничего.

Неважно, с какой целью вы записались в стройотряд: заработать или просто прокатиться, завести компанию или приобрести рабочий стаж. Важно, что все это у вас будет. И романтика тоже.

Дарья ЧАЛИКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива