Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
Графика Эшера поражала с первой увиденной
его работы. Она возбуждала удивление, любопытство, будила мысль. Особенного у
любителя фантастики...
Мы и сейчас практически ничего не знаем о Вселенной (хотя за последнее
время знания необычайно расширились). Но разве нельзя предположить, что парадоксальное
здание с арками Эшера существует в точке схождения различных измерений? И из этих
арок можно выйти в иные галактики, на иные планеты или луны. Научная фантастика
давно решила эту задачу. Таких произведений десятки, не стану их перечислять.
В графических произведениях Эшера есть и иные точки с невероятным искривлением
пространства. Посмотрите на этот рисунок. Люди на нем идут в разных направлениях
и в самых разных плоскостях. А вдруг такое место во Вселенной существует? Или
когда-то человек сможет (если успеет) искривить пространство и построить такой
дом.
Столь же необычен и другой дом Эшера, вернее – его второй этаж. Первый и третий
– этажи как этажи, а на втором перспектива изменена так, что построить подобный
дом в земных условиях просто невозможно. Внимательно вглядитесь в рисунок и отдайте
должное воображению художника.
Вот еще один его дом. Вернее, замок. И крыша этого замка – новый вызов привычной
логике. Лестница, по которой навстречу друг другу идут люди. Причем одна цепочка
идет вверх, а вторая – вниз по одной и той же лестнице с одними и теми же ступенями.
Попросите архитектора построить такую лестницу. Он откажется, какие бы деньги
ему не предложили. Еще абсурднее с точки зрения обывателя выглядит дом с вечным
потоком воды (прообраз вечного двигателя). Вода одновременно течет вниз и вверх.
Быть может, изменив гравитацию (а такое произойдет нескоро), можно будет построить
и такую мельницу?
Я зритель, а не математик, хотя люблю и уважаю эту науку. В этой области Эшер
также потрудился на славу, не будучи профессиональным математиком. И его произведения
используются как иллюстрации ко многим математическим решениям и задачам. Как
интересна лента Мёбиуса с ползущими по ней муравьями. Односторонняя поверхность
– бесконечный путь для муравьев, не могущих свернуть с него. А вот и сдвоенная
лента Мёбиуса и даже «крендель» Мёбиуса.
Как не восхищаться невероятным умением Эшера строить трехмерное пространство
в одной плоскости! Его не привлекает рисунок с обычной перспективой. Он добивается
той же цели отражением леса и неба в луже. В другом варианте того же рисунка он
по-своему объединяет водный, земной и воздушный миры. Он прекрасно работает с
отражением в зеркале. Или в шаре. Он создает свой мир, рисуя подоконник с книгами,
трубкой, картами и вазочкой, переходящий в улицу.
Свифтовская Лапута. Людские головы в виде разрезанных лент. Перевод плоского
рисунка в объемное изображение. Дом в виде пузыря. Такой, думаю, кто-то когда-нибудь
обязательно построит.
Эшер не только гений перспективы, но и гений симметрии. Этот его талант особо
проявился в мозаиках, рисунках и настенных панелях. Ни волоска пустого пространства.
Одна фигура вливается в другую, и они взаимно дополняют другу друга.