Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 09, 2008

RopeJumping: Ограниченная бесконечность

Руки до сих пор дрожат, и пальцы не попадают по нужным клавишам компьютерной клавиатуры, по спине с назойливой периодичностью пробегает холодная дрожь. Вчера я стоял на краю карниза 9-го этажа заброшенной стройки. Стоял долго, всматриваясь в солнечно-голубую высь, в зеленые волны леса и тонущие в них белые коробки домов подмосковного городка. Думал о многом и ни о чем: мысли вихрем проносились в голове, сосредоточиться на чем-то одном было невозможно. За спиной хор голосов громко и необратимо начал отсчет: «Десять, девять, восемь...» Я прищурился, зацепился взглядом за горизонт. «Четыре! Ready! Set! Go!!!». Сделал шаг вперед. И, кажется, до сих пор не приземлился.

Зона опасности

– Ну что, на этих выходных прыгаешь? Девятый этаж – метров 35 будет, – так три дня назад сказал мне на ухо мобильный телефон голосом моего друга. Отказаться было труднее, чем согласиться.

– Где прыгаем? – спросил я.

– Где – не скажу. Хочешь прыгнуть – поехали...

Солнечная суббота, час езды электричкой, подмосковный городок, 25-минутная прогулка. Обнесенная бетонным забором, увенчанным колючей проволокой, застывшая стройка. Длина забора – 20 минут пешим ходом. Возвышающееся над округой брошенное здание успело дорасти до десятого этажа. В глаза бросаются черные по белому мазки на заборных плитах: «Проход запрещен. Опасная зона».

В определенном месте встречает загорелый улыбающийся парень. Знакомится, приглядевшись, спрашивает: «Что, все в первый раз?». Советует: «Вот здесь можно перелезть, там дерево удачно растет. Только осторожно, на обратной стороне забора кабель под напряжением». Перелезаем. Бредем тропинкой. По обе стороны молодые березки и высокие кусты прячут под собой кирпичи, арматуру и остальной мусор незавершенного строительства. Упираемся в здание. Над головой раздается высокой частоты, короткий звук. Затем непродолжительное затишье – и крики, похожие на песнь умиротворенного Тарзана. Поднимаем головы. Видим: раскинувшись звездочкой, раскачивается маятником на длинном тросе парень. Трос устремляется к крыше, откуда доносится хор одобрительных возгласов.

Поднимаемся на девятый этаж. Голый бетон, лестница без перил, сквозные пролеты и запутавшийся в них сквозняк. На девятом этаже встречают те, кто называет себя джамперами и даже командой «InfinityTeam». Раскладные стулья, туристские коврики, на газовой горелке кипятят сосиски, за поясом у многих – связка карабинов. Кто-то, свесив ноги в пропасть, перебирает веревку, кто-то, стоя на краю, внимательно сканирует происходящее. У стены сложена груда альпинистских систем, рюкзаки, клубки веревки.

Здороваемся, обмениваемся улыбками, рукопожатиями. Стандартный вопрос: «Все в первый раз?». Потом нестандартный: «Есть никто не хочет?». Никто не хочет. Становимся в очередь желающих прыгнуть.

Джампер по имени Денис, в беседе просто Дэн, удобно расположившись на раскладном стуле, открывает блокнот и начинает записывать наши фамилии. С горящими глазами прибегает парень, которого мы наблюдали пять минут назад. «Ребят, спасибо! Это круто!!!» – запыхавшись, выражает он эмоции. Напротив его фамилии Дэн ставит крест. Спрашиваю: «Почему крестик?». «Ничего символичного, – отвечает, улыбаясь, – просто отмечаю тех, кто прыгнул. Тем, кто не смог, ничего не ставлю».

Моя очередь – сразу после симпатичной девушки по имени Аня. На нее надевают две страховочные системы: нижнюю, фиксирующую пояс, и верхнюю – облегчающую жизнь позвоночнику. Проводят инструктаж. Инструктор улыбчивый, с серьгой в ухе и с блестящей, без единого волоска прической, спокойно рассказывает: «Во время прыжка за веревку не хватайся – можешь руки обжечь. Просто спокойно сделай шаг вперед, как со ступеньки. Хочешь – можешь прыгнуть спиной вперед. Лети солдатиком – так проще. Перед тем как прыгнуть можешь подумать... о жизни, например». Аню отводят к месту старта под названием EXIT.

Многие обернулись на звук напрягающихся веревок. В полном молчании, словно по инерции, не задерживаясь на EXITе, она сделала шаг с девятиэтажной ступеньки. Видимо, подумать о жизни не успела, а может, ей и так все понятно. Первое слово у Ани получилось выговорить лишь спустя 10 минут после прыжка. До этого выражать чувства могла только улыбкой.

Моя очередь. Когда надевали систему и пристегивали карабины к спасательной «пуповине» – две динамические альпинистские веревки, – колени начали дрожать и подгибаться. В голове выбивала дробь определенная мысль: «Зачем? Эй, эй, эй парень! Ты что делаешь? Стоп!». Но прыжок хрупкой девушки помогает не впасть в рассуждения с самим собой.

Стою на EXITе. «Пуповина» тянется к горизонтально натянутым метрах в пятнадцати впереди двум динамическим веревкам, крепящимся к стенам стройки. Все это должно смягчить последствия двухсекундного свободного падения и превратить его в движение маятника. Все продумано: амплитуда маятника недостаточна, чтобы влететь в стенку здания. Чтобы отвлечься и заполнить тишину, спрашиваю: «С чего прыгаю?». Слышу: «Недостроенная больница». «Ага, больница... символично» – мелькнуло в голове... А потом началось: «Десять, девять, восемь...»

Повелитель гравитации

Даниэль Осман родился 11 февраля 1963 года в городке Рено, штат Невада. Закончил с отличием университет, но стандартная колея американской мечты его не прельщала. Он с головой окунулся в мир искателей приключений и вскоре стал одним из лучших скалолазов планеты. Его профессиональный почерк: совершал восхождения без страховки и в полном одиночестве. До применения страховки нисходил лишь в тех случаях, когда потолок препятствия во много раз превышал человеческие возможности. Так было и в 1989 году, когда Осман поднимался на Пещерную гору, что возле южного берега озера Тахо. Эта скала высотой в 1564 метра для Дэна была особенной, он даже придумал ей название – «Призрачный повелитель». Несколько десятков раз Осман пытался преодолеть вершину, но всякий раз срывался на одном и том же коварном выступе и повисал на страховочной веревке.

Страх падения – вот в чем проблема неудач, решил Даниэль. И в следующий раз заставил себя сорваться умышленно. Таким способом он хотел получить свободу от страха перед предстоящим. «Желание преодолеть страх превратилось в страсть», признался Осман в одном из интервью. Следующие десять лет в жизни Османа прыжки и падения со скал с закрепленной страховочной веревкой занимают гораздо большее место, чем подъемы на вершины. Так появилось на свет новое течение в экстремальных видах спорта – rope-jumping.

На остальной мир Осман смотрел с глянцевых страниц американских изданий, пестрящих фотографиями его фантастических прыжков. Заголовки гремели: «Человек – паук», «Повелитель гравитации», интернет наполнялся адреналиновым коктейлем видеороликов его безумных прыжков. Одна из самых знаменитых съемок называлась «Повелители скал-5» и начиналась фразой: «Если вы хотите прожить долгую и счастливую жизнь, не пробуйте повторить то, что увидите в этом фильме».

Все это вызывало крайне разнополярные эмоции у публики. Но Дэн пытался объяснить: «Я всегда был другим. Люди смотрят на меня и говорят: «Ты сумасшедший!». Но то, что я делаю, я делаю для себя, ни для кого больше. Я не самоубийца. Когда вы сидите на диване, упершись взглядом в телевизор, вы умираете. Я себя чувствую наиболее живым, когда оказываюсь лицом к лицу со своим страхом».

Видимо, жажда жизни Дэна Османа была гораздо сильнее, чем возможности того источника, из которого он ее черпал. 80, 100, 150, 200 метров – рекорды его прыжка росли. 335 метров – это был предел. Дэн Осман погиб в возрасте 35 лет в 1998 году в долине Сквоу. Тело обнаружили у подножья скалы Наклонная башня. 28 ноября на вершину «Призрачного повелителя» проводить Даниэля Османа в последний путь пришли более 200 его друзей. Многие из них продолжили дело «повелителя гравитации». Но побить его рекорд еще никто не осмелился.

По доброй воле

Вернемся на стройку. «115 метров – рекорд нашей команды, – расставляя крестики и отмечая очередных добровольцев в блокноте, рассказывает Денис. – Его мы установили на Кавказе, прыгая в кратер высохшего озера глубиной 200 метров».

Команда InfinityTeam – ребята серьезные. Это инженеры-конструкторы, программисты, промышленные альпинисты, студенты – весьма разношерстная компания. Их объединяют дружеские узы, но в первую очередь – то чувство, которым каждый проникается после слов: «Ready! Set! Go!!!». Просто кого-то оно зацепило больше чем других, и он стал членом команды. Выходные дни InfinityTeam проводит на «объектах» и устраивает прыжки для всех желающих. Желающих набирают через знакомых и интернет.

Их хобби не терпит ошибок. «Каждый раз перед прыжками тщательно проверяем все узлы навески, все крепления, каждый сантиметр веревки, – серьезно рассказывает Дэн. – В нашей системе прыжка все элементы дублируют друг друга. Если что отказывает, дублер берет нагрузку на себя. И, конечно, мы всегда прыгаем первыми, проверяя, все ли в порядке».

Многие часто сравнивают RopeJumping с парашютным B.A.S.E.-прыжком или с прыжком на эластичном канате. От первого RopeJumping отличает, как ни странно, высота. И, как ни странно, профессионалы уверяют: гораздо страшнее прыгать, когда четко видишь под собой все детали рельефа: арматуру стройки, деревья, либо, при прыжке с моста, – рябь канала или шпалы с рельсами, чем далекие квадратики и точки земной поверхности, когда вываливаешься из самолета. От B.A.S.E.-прыжка RopeJumping отличают скорость и дешевизна. В B.A.S.E. падение превращается в колебание вертикального маятника, в низшей точке которого, как известно, скорость груза равна нулю. В RopeJumping-ге наоборот: маятник горизонтальный, и скорость полета достигает максимума в момент наименьшего расстояния до земли. К тому же достать и купить веревку для B.A.S.E.-прыжка куда сложнее и дороже, чем приобрести качественную альпинистскую динамическую веревку для RopeJumping-га.

«Несчастных случае не было, – продолжает Денис. – Мы никогда никого не заставляем прыгать, даже если он уже стоит на EXIT. Человек может передумать и отказаться. Все по доброй воле. Если мы видим, что человек не в себе, сразу снимаем его с EXITа»

Иногда совместно с другими роупджамперскими командами нашей страны InfinityTeam ездит покорять высоты далеко за пределы Московской области. Это могут быть обезвоженные горные озера на Кавказе, скалы в Абхазии или заброшенные элеваторы в одной из южных областей. Новичкам тут не место. «Все, кто прыгает, специально занимаются гимнастикой, – рассказывает Денис. – Наша команда, например, ездит в спорткомплекс Динамо».

«Тридцатым будете, – записав фамилию и имя мужчины в очках, говорит Денис. – В среднем приходят 30–50 человек, – продолжает Дэн свой рассказ. – Когда становится скучно на стройке, прыгаем с моста над Москвой-рекой. Для опытных джамперов там есть специальное предложение – прыжок с погружением, для разнообразия».

Философия прыжка

Если верить историкам, оказывается, Дэн Осман был не первым, кто изобрел столь незаурядный способ борьбы со страхом. В древних африканских племенах молодых парней, прежде чем посвятить в воины, обвязывали за ноги крепкой лианой. Будущий защитник племени должен был прыгнуть с последней ветки самого высокого дерева – таков был один из экзаменов на мужественность. К тому же шаманы уверяли, что только так молодые люди сумеют избавиться от страха смерти и превратятся в бесстрашных воинов.

Дэн Осман был особенный человек – «не от мира сего». Африканских индейцев тоже можно понять. Но зачем сегодня эти 30–50 человек: школьники, студенты, а иногда уже вошедшие в серьезный возраст люди – в течение целого дня кто решительно, а кто парализованные страхом, шагают в 9-этажную пропасть и летят навстречу торчащей из земли арматуре незаконченной стройки?

Поступок абсурден с точки зрения здравого смысла, но вызывает неимоверное любопытство, как все то, что можно свершить, но логически невозможно объяснить. Именно поэтому никто из новичков ясно ответить на вопрос: «Зачем тебе это нужно?» – не может. Ответы появляются после второго, третьего, двадцать первого раза. Если не вдаваться в подробности эффектов, связанных с воздействием адреналина, то малопонятный, с рациональной точки зрения, смысл этих ответов таков: «Я прыгаю за тем чувством бесконечности и вечности, которые ограничены длиной веревки и несколькими секундами полета».

Иногда джамперы называют это ощущение пограничным между жизнью и смертью, игрой между ними, возможностью заглянуть за грань. Некоторые добавляют: «После прыжка бессмысленность, мелкость, глупость многих вещей, навязанных нам повседневностью, стали очевидны. Понимаешь: настоящее гораздо глубже, чем мы привыкли его чувствовать в каждодневной суете, и поэтому не стоит растрачивать себя по пустякам».

P.S. Не стоит воспринимать эту статью как призыв: «Всем на крышу, и не забудьте веревку!» Ни в коем случае! Дело серьезное, исход непрофессионального подхода – летальный. К тому же существует много других способов ощутить глубину мира. И всегда полезно помнить, что иногда сказать «нет» требует большего мужества, чем «да».

Даниил ИЛЬЧЕНКО

Фотографии предоставлены командой InfinityTeam


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива