Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 10, 2008

Город крыш

Внизу свежо-ветрено, ярко-солнечно, шумно-людно, каменно-величественно. Машины и пешеходы, вывески и рекламы, кафе и магазины, мосты и каналы. Невский проспект... За его работой следят трое. Часть вида им загораживают белые ободки собственных кед. Они сидят, свесив ноги, на границе двух городов, разделенных сотами окон, лестничными пролетами и колодцами лифтовых шахт. И лишь водосточные трубы иногда соединяют эти города журчанием талой воды и собранными в ручейки каплями дождя. Города уживаются, как земля и небо. Один из них люди окрестили Санкт-Петербургом, а другой стали называть просто – Город крыш.

С Александром мы встретились посредине Аничкова моста. Он оказался таким же, как и в момент нашего первого знакомства: футболка, джинсы, кеды и умный взор студента истфака СПБГУ.

– Совсем недалеко отсюда неожиданно для себя я обнаружил замечательную крышу, – рассказывал он. С солнечной, переплетенной мостами улицы мы неожиданно свернули под арку, выведшую в тупик классического питерского дворика. Александр решительно подошел к одной из трех одинаковых дверей подъездов. Привычным жестом набрал комбинацию цифр на домофоне. Дверь запищала, щелкнул замок. Мы вошли в узкий сумрак.

Лестница старинная, с чугунными ковано узорчатыми перилами и гулкими ступенями. Чтобы не шуметь, мы старались ступать как можно мягче. На последнем этаже нас ждал поблескивающий новизной массивный замок на чердачной двери.

– Эхо большого экономического саммита, – рассматривая замок, прокомментировал Александр. – Перед этим мероприятием многие крыши закрыли для безопасности. А открывать не стали.

Позвонил наш общий знакомый Михаил:

– Жду вас на Аничковом.

Пришлось возвращаться. Михаил в свитере, с маяковским профилем и густыми черными бровями, тоже будущий историк, сразу перешел к делу:

– В Петербурге два вида крыш. Попсовые – на Петроградке и у площади Льва Толстого. Там всегда много народу, грязно, шумно – весь смысл похода туда пропадает. И есть крыши, о выходах на которые знают немногие. Как раз на одну из них мы сейчас и заберемся.

Мои проводники решили перейти на другую сторону Невского, и мы углубились в лабиринт улиц и двориков. Вновь неприметный подъезд, опять старинная лестница с замысловатыми перилами. Михаил обратил мое внимание под ноги: оказалось, я ступаю по расписным мраморным плиткам, которыми выложена каждая лестничная площадка.

– Такие лестницы лет сто назад назывались белыми. Кроме мрамора, в ходу была дорогая кафельная плитка. Ступеньки ниже обычных – чтобы господа, жившие здесь, не слишком утомлялись, переступая с одной на другую. Оцени, какой красивый узор у кованых перил. Им лет 200, а то и больше.

– Эти лестницы до недавнего времени даже отапливались с помощью камина, – продолжил Александр. – Это входило в обязанности швейцара, который жил обычно в небольшой коморке на первом этаже. Он же охранял хозяев и от непрошеных гостей, исполнял обязанности носильщика и свистал экипажи для барина.

Тем временем мы пришли на последний, пятый этаж. Уперлись в кованую, но уже без узоров, мощную решетку. Питерцы не смутились, пытаясь разглядеть что-то в полусумраке.

– Нашел, – сказал Александр. – Посвети мобильником.

За решеткой, приколотый к гвоздю, на стене висел листок бумаги: «По вопросу прохода на крышу звоните в звонок слева или по телефону ……. Дмитрий». Звонок не работал. На телефонный вызов ответили и попросили подождать. Через две минуты отворил решетку с другой стороны непонятно откуда появившийся очень вежливый молодой человек в клетчатой рубашке, с небольшой русой бородкой.

– На чердаке осторожнее, там темно и много кровельных балок торчит со всех сторон, берегите голову. Будете возвращаться – позвоните еще раз на этот номер. Удачи!

Привыкшие к темноте чердака глаза были радостно ослеплены густой синевой Петербургского погожего неба.

– Вот ты и попал в наш Город крыш, – улыбнулся Михаил.

Мы пошли, осторожно ступая по жестяным наклонным мостовым этого города. Внимательно обходили места, где железо явно проржавело насквозь и превращалось в труху при неосторожном шаге. Держались тех сторон крыш, покатые своды которых заканчивались все теми же чугунно-узорчатыми перилами. Огибали свистящие сквозняками, облупившиеся вытяжки, навек онемевшие дымовые трубы, мачты антенн и белые грибы телевизионных тарелок. Иногда приходилось преодолевать паутину интернет-проводов и кабелей локальных сетей. В конце концов достигли края Города крыш и уселись на теплом от солнца карнизе, прямо над Невским проспектом. Оглянулись по сторонам.

– Это старая застройка Петербурга, – начал Михаил. – От Обводного канала до Большой Невки и от Александро-Невской лавры до торгового порта город остался таким, каким был 200–300 лет назад. Всего это около 8000 зданий. Четыре-пять этажей – традиционная высота постройки. Поэтому так здорово просматривается округа – нет никаких высотных преград.

– Вон, совсем близко, блестит башенка Преображенского собора, а вдалеке возвышается Смольный, – перехватил инициативу Александр. – В центре Питера до сих пор хранят традиции – ни одна постройка не выше собора или храма. А там, видишь, – он развернулся, – широкая крыша? Это Российская национальная библиотека, чуть поближе Аничков дворец, а филиал библиотеки на другой стороне проспекта...

Рассказ двух будущих историков, любящих свой город, продолжался долго, но ход времени не чувствовался, пока Михаил, глянув на часы, не сказал: «Хорошо бы тебе еще крыши новостроек показать. Для контраста. Поехали на Финский залив».

Мы вышли из метро как будто совсем в другом городе. Нашли нужную высотку и позвонили в 666-ю квартиру, сказав в домофон, что мы жильцы из 667-й, забывшие ключи. Добрые соседи открыли дверь, и мы проникли в подъезд. Александр рассказал, что проделанный нами маневр – своего рода пароль для прохода на крышу. Расписанный граффити лифт домчал нас до четырнадцатого этажа, оставалось всего лишь прелесть через балкон прямо на крышу.

Ветрено, тревожно и как-то по-особенному одиноко. Говорить не хотелось. Со всех сторон нас окружали джунгли новостроек, а поверх багровел закат с тонущим в Финском заливе солнцем. Всем троим одновременно захотелось обратно в добрый старый Город крыш. Но время, отпечатанное на билете поезда Санкт-Петербург - Москва, заставило меня глубоко и с грустью вздохнуть, благодарно пожать руку друзьям и пригласить их в ближайшем будущем в гости.

На верхней полке в плацкарте мне снились сон по мотивам прошедшего дня – сон, которому позавидовал бы даже Карлсон, который живет на крыше.

Даниил ИЛЬЧЕНКО


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива