Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2008

МГГУ: Пройдя производственную...

Не каждая специальность требует от студентов уже на первом курсе проходить профессиональную практику. Нам повезло: для тех, кто изучает маркшейдерское дело в Московском государственном горном университете, практика – святая обязанность.

Отдохнув два дня после сессии, мы пришли на собрание, где нам подробно рассказали, что с собой взять и куда ехать. Красным цветом требовалось выделить: резиновые сапоги, непромокаемую куртку, ватман и чертежные принадлежности.

Когда прибыли на место – на станцию Ашукино Ярославской железной дороги, устроились в общежитии. Восемь - десять кроватей в комнате, если рядом есть тумбочка – считай, повезло. Как никак предстояло жить здесь целый месяц, лишь на выходные выбираясь домой.

На собрании замдекана строгим голосом объяснил распорядок учебной маркшейдерской практики и сообщил обо всех прелестях, которые нас ожидают. В 9.00 – быть на рабочем месте. Работа до 17.00–18.00 вечера. При обнаружении хотя бы одной бутылки пива или чего-либо подобного – погонят с практики. Холодильника и плиты в общежитии нет, зато на первом этаже есть магазинчик.

Наш поток состоял из двух групп, человек по двадцать пять в каждой. Сформировали бригады по пять - шесть человек. Получив измерительные инструменты, мы принялись их тщательно проверять. Даже незначительная поломка могла обернуться или покупкой нового прибора за собственные деньги, или неправильными данными, полученными на съемке местности, и тогда – полностью переделывай работу.

Местность, которую нам предстояло снимать, представляла собой поле примерно в квадратный километр – с высокой травой, маленькой речушкой и озером, в которое она впадала. Солнышко припекало, ветерок расслаблял, полное ощущение, что находишься где-то на даче во время летних каникул.

«Разбивка полигона» показалась ужасно сложной задачей. Бригада из пятерых веселых первокурсников никак не могла прийти к единому решению, каждое предложение сопровождалось взрывом смеха.

Лишь спустя неделю работа пошла быстрее. Поняли, что отстаем от графика, и стали друг друга подгонять. Все чаще слышалось: «Держи рейку ровней!», «Красная сторона, черная сторона!» – сигнал уставшему «реечнику» проснуться.

Сезон дождей не заставил себя ждать. Самые большие привилегии имел тот, кто стоял у теодолита или нивелира: зонтик, прилагавшийся к измерительным инструментам, весьма большой. Да и журналисту, который записывал измерения и подсчитывал результаты, было более или менее уютно сидеть на корточках под зонтиком. Не повезло тому, кто мотался под дождем по полю с рейкой в руках.

Местные жители, особенно пожилые, останавливались и, широко раскрыв глаза, чуть ли не шепотом спрашивали: «Что, будете наше поле застраивать?». Пьяный мужичок с топориком грозил показать, где раки зимуют, если тронут его коров, которые, кстати, проявляли к нам огромное любопытство и, казалось, были настроены весьма недружелюбно.

Зачет сдавали долго, иногда по пять - шесть часов, потому что все время чего-то не хватало. Там речка шире должна быть, здесь скважины не хватает, тут невязка больше допустимой... Некоторым бригадам приходилось снова идти в поле и делать повторные измерения, а кое-кому – и в сентябре за руководителями бегать.

Так было на первом курсе.

Маркшейдерская практика на втором отличалась только приемами работы и месторасположением. Тогда мы «снимали» парк и подземный гараж непосредственно в городе в районе бульвара Дмитрия Донского, ездили всего-навсего на метро.

Практика производственная на третьем курсе представляла собой нечто совершенно другое. Здесь не было места смешкам, некогда было расслабляться на солнышке, нельзя было выбрать себе бригаду. Кто-то мог подсуетиться заранее и найти интересную работу, кто-то просто дожидался приказа вуза, по которому направят на одно из горных предприятий, имеющих договор с университетом.

Меня занесло в ООО «Фирма «НИМА», которая занимается проектированием карьеров строительных материалов. Давний знакомый работает там главным маркшейдером, и я, не постеснявшись, спросила, возможно ли пройти практику под его крылом и руководством.

И вот я на месте. Появилась на глаза директору и сообщила о своей готовности к «труду и обороне»:

– Горю желанием работать и выполнять задания.

– А что именно делать-то хочешь?

Привыкнув, что преподаватели сами дают задания и нам ни о чем задумываться не нужно, я слегка оторопела.

– Всё! – выпалила. Спохватившись, конкретизировала: – Например, с электронным тахеометром работать и компьютерные программы для обработки данных изучать.

Меня усадили за компьютер, и я начала оцифровывать карту местности. Работа находилась всегда. Дома усердно читала инструкцию к электронному тахеометру, и вскоре Женя, главный маркшейдер, начал брать меня на объекты в качестве помощника.

Подъем в 6 утра, иначе придется долго стоять в пробке и два карьера за один день снять не удастся. Главный помощник в поиске местонахождения объекта – GPS-программа, которая шустро указывает, в какую сторону повернуть. Однако иногда случай заводит в такую глушь, для которой карта уже устарела. Вместо обещанного асфальта – бездорожье, а потом тупик.

Когда до карьера остается 200 метров, приходится высаживаться из машины, надевать резиновые сапоги. Пробираемся с инструментами сквозь высокие тернистые кусты, выискивая наилучшую точку обзора. Из-за утренней росы брюки начинают быстро промокать, полевые колючки дерут кожу, резиновые сапоги медленно, но верно увязают в неровностях почвы, то и дело пытаешься восстановить равновесие и не свалиться в ямы, которых тут полно и которые из-за травы совершенно незаметны.

Коллега отправляется в карьер с призмой, а от меня требуется быстрая работа с инструментом и четкая наводка лазера на отражатель. Ни секунды паузы, ни минуты раздумий. Заметив, что набежали тучи, раскрываю зонтик и продолжаю на автомате уже под ливнем «наводиться». Дождь такой, что приходится не на шутку напрягать глаза, чтобы разглядеть крошечную фигуру на другом конце карьера...

Утро начинается в офисе, потом несколько дней главный маркшейдер строит цифровую модель местности, а я наблюдаю и задаю огромное количество вопросов. Получив задание по определению коэффициента запаса устойчивости откоса, сразу вспоминаю лекции по геомеханике. Приходит на память и геодезия на первом курсе, экзамен по которой был самым страшным.

А мы-то думали, что все эти формулы нужны только для того, чтобы студенту жизнь усложнить. Правда, с компьютерной программой формулы упрощаются, но главное – есть четкое понимание того, что делаешь, а не просто тыкаешь на кнопочки, боясь увидеть результат. С лекций по геодезии на первом курсе осталось в голове очень многое, и построение профиля по заданной линии на плане оказалось не такой уж трудной задачей.

Пройдя производственную, начинаешь понимать свою специальность более четко, чем после учебной практики с веселой компанией однокурсников. И осознавать, что университет дает хорошее образование, а преподаватели читают дельные лекции.

Вера ЛАШИНА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива