![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
Рубрики журнала
40 фактов
alma mater
vip-лекция
абитура
адреналин
азбука для двоих
актуально
актуальный разговор
акулы бизнеса
акция
анекдоты
афиша
беседа с ректором
беседы о поэзии
благотворительность
боди-арт
братья по разуму
версия
вечно молодая античность
взгляд в будущее
вопрос на засыпку
встреча
вузы online
галерея
главная тема
год молодежи
год семьи
гражданская смена
гранты
дата
дебют
девушка с обложки
день влюбленных
диалог поколений
для контроля толпы
добрые вести
естественный отбор
живая классика
загадка остается загадкой
закон о молодежи
звезда
звезды
здоровье
идеал
инженер года
инициатива
интернет-бум
инфо
инфонаука
история рока
каникулы
коллеги
компакт-обзор
конкурс
конспекты
контакты
креатив
криминальные истории
ликбез
литературная кухня
личность
личность в истории
личный опыт
любовь и муза
любопытно
мастер-класс
место встречи
многоликая россия
мой учитель
молодая семья
молодая, да ранняя
молодежный проект
молодой, да ранний
молодые, да ранние
монолог
музей
на заметку
на заметку абитуриенту
на злобу дня
нарочно не придумаешь
научные сферы
наш сериал: за кулисами разведки
наша музыка
наши публикации
наши учителя
новости онлайн
новости рока
новые альбомы
новый год
НТТМ-2012
обложка
отстояли москву
официально
память
педотряд
перекличка фестивалей
письма о главном
поп-корнер
портрет
посвящение в студенты
посмотри
постер
поступок
поход в театр
поэзия
праздник
практика
практикум
пресс-тур
приключения
проблема
прогулки по москве
проза
профи
психологический практикум
публицистика
путешествие
рассказ
рассказики
резонанс
репортаж
рсм-фестиваль
с наступающим!
салон
самоуправление
сенсация
след в жизни
со всего света
событие
советы первокурснику
содержание номера
социум
социум
спешите учиться
спорт
стань лидером
страна читателей
страницы жизни
стройотряд
студотряд
судьба
театр художника
техно
традиции
тропинка
тропинка в прошлое
тусовка
увлечение
уроки выживания
фестос
фильмоскоп
фитнес
фотокласс
фоторепортаж
хранители
чарт-топпер
что новенького?
шаг в будущее
экскурс
экспедиция
эксперимент
экспо-наука 2003
экстрим
электронная москва
электронный мир
юбилей
юридическая консультация
юридический практикум
язык нашего единства
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
![]() ![]() ![]() ![]() |
Номер 07, 2009Ладонь для рукопожатияВ МГТУ имени Н.Э. Баумана со студентами-инвалидами занимаются, независимо от дат и кампаний, уже 75 лет. Занимаются предметно: здесь обучают и выпускают в жизнь полноценных самостоятельных людей. Эти программисты, специалисты по информационной безопасности, АСУ твердо стоят на ногах, делают успешные карьеры, хорошо зарабатывают и не нуждаются в государственной пенсии. Такой опыт регулярного высшего образования для одной из самых сложных категорий инвалидов – людей с проблемами слуха – уникален и, пожалуй, единичен не только в стране, но и в мире. Недаром успехи Баумановского университета в этой области отмечены премией ЮНЕСКО и Президентской премией в 1999-м и 2000-м годах. Яркий сине-красный интерьер – находка театральных декораторов – заряжает, стимулирует, подпитывает победоносный баумановский дух. Лестница с белыми перилами ведет на антресоли второго этажа. Здесь вотчина преподавателей: семейные снимки, забавные сувениры, дипломы – обстановка домашняя. Внизу учебные аудитории. Входим в одну – наугад. Около десятка молодых людей за компьютерами работают, усваивают учебный материал. Идет обмен репликами, шутками, броуновское движение. Кто-то встает, выходит, постоянный интершум общения. Возможно, в разговоре с этими ребятами нужно лишь чуть более тщательно артикулировать слова, не проглатывать фразы. Но ни намека на унылую ношу тяжелого недуга, атмосферу болезненной изоляции. Старших студентов ГУИНа можно встретить и в общих, поточных аудиториях университета. Не зная, никогда не скажешь, что у этих молодых людей – особый статус. Мы зашли к второкурсникам. Сергей Лаврухин – будущий специалист по информационной безопасности – охотно рассказывает о себе: москвич, закончил коррекционную школу с гуманитарным уклоном. Но когда появился свой компьютер, увлекся программированием и счел, что Бауманка – то, что нужно. Поступил. Жизнь сразу изменилась. Обстоятельный Костя Махортов – из Удмуртии, живет в университетском общежитии с двумя друзьями – из Перми и Волгограда. В его родном городке компьютерная специальность Константину пригодится едва ли. К тому же Костя до сих пор не оставил мечту получить заочно еще и дополнительное образование и стать строителем, как его отец. Но сейчас главное – учеба здесь, в Бауманке. Живая, как ртуть, профорг ГУИНа Полина Васильева предлагает ребятам путевки на базу отдыха. Идет горячее обсуждение, когда лучше ехать. Полина – из Подмосковья. Заканчивает учебу через два года. Нынешним друзьям Полины по университету студенческая жизнь по душе. Охотно посещают университетские мероприятия, ездят на базы отдыха. И никакого барьера или намека на то, что они – иные, что им что-то не по плечу. По заказу Орджоникидзе – Александр Григорьевич, с чего началась работа с плохо слышащими студентами 75 лет назад? – Мы были первыми в мире, кто начал регулярное высшее интегрированное образование инвалидов в 1934 году. Это произошло, когда только обсуждали, нужно ли вообще учить инвалидов. И как к этому подходить – индивидуально или нет? В 1934 году в наш вуз поступил заказ от Серго Орджоникидзе. Нужно было создать условия профессионального высшего образования, в которых инвалиды вообще могли бы выжить. Одной из причин такого заказа было обращение Общества глухих. Технический диплом в советское время был чем хорош? Он давал гарантированное распределение, социальные льготы. Ну, а если учиться в техническом, то где? Конечно, в самом лучшем. Так был выбран Баумановский университет – бывшее Императорское техническое училище. Теперь это единственный университет, в уставе которого написано: специальная программа высшего профессионального образования для инвалидов! То есть вид деятельности, в соответствии с которым министерство дает план приема. Мы – лидеры, и это надо сохранять. Нигде в мире нет регулярного высшего образования инвалидов – только в России. Кстати, сейчас в стране самый крупный специалист в области образования инвалидов – наш ректор Игорь Борисович Федоров. На его уровне, уровне академика, в этой теме глубже не разбирается никто. Донести информацию– В чем, на ваш взгляд, главная сложность работы с инвалидами? – Конечно, есть проблемы, но они снимаются коррекционными дисциплинами, социальной, социо-культурной реабилитацией. Эти дисциплины у нас читают лучшие специалисты. Основная проблема на самом деле одна – толерантность, социальная адаптация, содержательная доступность образовательных программ, интеграция, возможности коммуникации. – Одна из наиболее сложных категорий инвалидов в смысле обучения. При обывательском понимании, что основная информация идет к нам зрительно, образовательная информация идет через слух. Обучение в университете – это постоянное конспектирование лекций. Смысл лекций обязательно нужно донести до ребят. Мысли, свободной от речи, как говорил Лев Выготский, не бывает. Глухим трудно читать, воспринимать, особенно абстрактные понятия, термины, которые есть в технической литературе. Объективно нет совокупности логических связей, абстрактного мышления, процесса актуализации знаний. Нужно вспоминать, как все это звучит! – И какой выход? – Довузовская система образования – созданные при университете 1 - 2 - 3-годичные подготовительные курсы, где и формируется, и запускается технология мышления, технология обучения, накапливается банк знаний. Плюс подтягивается уровень, появляется багаж, который необходим для учебы. Они поют! – Глухой себя не слышит. Поэтому он мало говорит, мало дышит. Глухота и астматический синдром – связанные вещи. Мы пригласили лучших специалистов в области коррекции слуха и речи. Они ведут специальный курс русского языка. Скажу так: наши студенты поют! В голос! Это медицинский аспект реабилитации – петь, говорить, орать! Оказалось, абсолютно глухих нет – это раз. У всех разная потеря слуха. Во-вторых, даже разную потерю слуха можно компенсировать, если сделать все грамотно. Есть слух? Есть. Давай его развивать. И студенты запели. Таким образом мы вышли на развитие речевого слуха. Наши студенты не слышат, а СЛУШАЮТ. А если они слушают, то начинают разбираться. Формируется библиотека слуховых образов, пусть отличных от наших, но они начинают нас понимать. В результате они нормально записывают лекции. Это, собственно, наша фишка. Русская фишка.
|
|
© При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна
|