Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 08, 2009

Нина Краснова: Петь по-свойски!

Недавно в рамках мероприятий творческого клуба «Литературная кухня», существующего при нашем журнале в библиотеке им. Волошина, состоялась встреча с поэтессой Ниной Красновой.

До прихода Нины Петровны студийцы знакомились с ее стихами и готовили вопросы. Но гостья оказалась не из тех людей, из кого нужно что-то «вытягивать». Открытая, обаятельная и по-девичьи заводная, она сразу всех к себе расположила и, казалось, готова была поведать обо всем – и об учебе в Литературном институте, и о дружбе с мэтрами, и о поэзии.

– Нина Петровна, расскажите, как поступали в Литинститут?

– Всегда очень любила Москву. И мечтала о ней. Считала, что поэту надо жить в столице, если он чувствует, что только здесь сможет реализоваться. Мой великий земляк Сергей Есенин попал в Москву в 16. Я приехала в 21.

Когда поступала, был огромный творческий конкурс – 100 человек на место, к тому же требовался трудовой стаж, не меньше двух лет. Поэтому после школы пошла литературным сотрудником в районную газету «Ленинский путь» и проработала там три года.

Я выдержала творческий конкурс, успешно сдала экзамены и набрала баллов больше, чем нужно, но по какому-то недоразумению или по закону подлости меня не приняли. Это стало страшным ударом.

Но я все равно ходила на лекции так, будто я студентка. Преподаватели делали перекличку учащихся по журналу и спрашивали, кого нет в списке. Я поднимала руку и говорила: «Меня!» И они записывали мою фамилию в журнал. Когда обман раскрылся, меня отправили к ректору Владимиру Пименову, и я спросила, могу ли посещать лекции, на что он ответил: «Нет. Приходите к нам на следующий год» – «Без экзаменов?» – «Нет, с экзаменами». Посоветовал ходить в ЦДЛ, в народный университет.

Я осталась в Москве. Год работала пекарем-выборщиком на Московском хлебозаводе № 6. Стояла у печи, брала с железного стола буханки черного хлеба, которые падали туда из движущихся формочек, и грузила на вагонетки – по 16 тонн за смену. Потом долго не могла видеть и есть хлеб – меня тошнило!

А раз в месяц посещала литературные вечера в ЦДЛ как слушатель народного университета и там впервые увидела многих известных литераторов: Владимира Солоухина, Александра Межирова, Давида Самойлова, Константина Ваншенкина, Евгения Винокурова, Арсения Тарковского...

Однажды решила показать свои стихи Владимиру Солоухину, потому что прочитала его книгу «Мать-мачеха» – роман о Мите Золушкине, который хотел поступить и поступил в Литературный институт.

Отпечатала на машинке рукопись и позвонила домой Солоухину с просьбой ее посмотреть. Он сказал: «Киньте в мой почтовый ящик». Когда мэтр прочитал мою рукопись, он предложил встретиться с ним в ЦДЛе. Мы сидели в фойе за столиком, и к нам подходили разные известные люди. Подошел и певец Иван Козловский, чтобы поздороваться с Солоухиным и узнать, кто это сидит с ним рядом, что за девочка. А Владимир Алексеевич всем объяснял, что это «поэтесса из Рязани Нина Краснова, которая пишет хорошие стихи».

Солоухин рекомендовал меня в Литинститут и сам отнес туда мою рукопись со своей рекомендацией. На следующий год я поступила. А когда уже училась на четвертом курсе, Солоухин предложил издать мою первую книгу в издательстве «Советский писатель».

– Какие воспоминания остались о годах учебы?

– Занималась на семинаре Евгения Ароновича Долматовского, замечательного поэта и автора многих известных песен: «Рукой взмахнула у ворот моя любимая», «В этом зале пустом мы танцуем вдвоем», «Эх, как бы дожить бы до свадьбы женитьбы»... Он очень хороший учитель, и всегда защищал меня, если кто-то из «семинаристов» нападал во время обсуждения стихов. Предупреждал: «Когда вы окончите институт, то не сразу станете знаменитыми...»

Кстати, у Долматовского в свое время занимались в семинаре и Андрей Дементьев, и Кирилл Ковальджи. А сейчас в той аудитории, где он вел свои семинары, учит студентов Евгений Рейн, которого я очень ценю как поэта, и который тоже ценит меня как поэтессу, чем я очень горжусь. Про мою книгу «Интим» он когда-то сказал, что она гениальна и что я в эротической поэзии иду впереди всех.

– Кто ваш любимый поэт?

– Андрей Вознесенский. Когда-то он меня очень поддержал. Мой собственный стиль в поэзии – примитив, наив, но симпатизирую я поэтам другой поэтической системы, таким, как Андрей Андреевич. Его нестандартное мышление, метафоры мне очень нравятся.

Познакомилась я с ним в 1991-м в редакции журнала «Юность». Сказала Вознесенскому, что люблю его поэзию и что когда-то подписала для него свою книгу стихов, но до сих пор не представлялось случая подарить. Он ответил: «Она за вами». Я отправила ему по почте даже не одну книгу, а две. И приложила к ним письмо, в котором написала кумиру то, что хотела сказать.

– Почему выбрали «письменный» способ общения?

– Меня часто принимали за легкомысленную девочку – отчасти из-за не очень серьезной внешности, отчасти из-за моего самоощущения. Мне было легче написать человеку, чем сказать ему что-то устно.

Реакция Вознесенского на мое послание и книги была неожиданно позитивной: он написал обо мне в журнале «Огонек» в статье «Музы и ведьмы века» как об одной из современных «муз», которая еще и поэтесса. Он доброжелательно отозвался о моих книгах и дал свое благословение на поэзию. А потом еще написал обо мне в своей книге «На виртуальном ветру»... Я посвятила стихи Андрею Андреевичу, написала монографию о нем, которая ему понравилась.

– Как вам присвоили титул «Королевы поэзии»?

– В 1995-м я издала книгу «Интим», которую сама же продавала на «площадях и улицах столицы», и решила сходить с ней в «Лужники» на Турнир поэзии. Раньше принципиально не участвовала ни в каких конкурсах. И в «Лужники» отправилась, чтобы просто посмотреть, что это такое. Там в жюри сидели Владимир Вишневский и Сергей Мнацаканян. Они попросили меня прочитать стихи и спеть частушки. Вдруг смотрю: Верховный Магистр турнира поэтов Сергей Мнацаканян преподносит мне мантию «Принцессы эротической поэзии» от газеты «Московский комсомолец». Так я стала Принцессой, а потом и Королевой праздника.

– Кого бы вы выделили из современных молодых авторов?

– Мне нравятся смелые писатели. Например, Евгений Лесин, литинститутский ученик Татьяны Бек, а ныне – главный редактор газеты «НГ-Exlibris». У него иронический взгляд на мир, индивидуальное восприятие и очень нестандартный подход к тому, о чем он пишет.

А вот нынешняя есенинско-рубцовская – эпигонская – линия в поэзии мне не слишком импонирует. Так, Долматовский в свое время нам, студентам, внушал, что поэты не должны подражать ни Есенину, ни Рубцову. А должны стараться писать лучше. Или, если перефразировать того же Есенина, «петь по-свойски, даже как лягушка». Писать по-своему и быть лучше всех в своем стиле – мое творческое кредо!

Подготовила Светлана РАХМАНОВА

СТИХИ НИНЫ КРАСНОВОЙ

Апрель в Спас-Клепиках
В поселке апрель. В апреле
Малиновки прилетели.
Солнце, как жаркая печь.
Мужик палисадник чинит с сынишкой.
Пока рановато ходить «раскрышкой»,
Но можно шубы сбрасывать с плеч.
Подсохли дороги, тропки
И лужи, что были топки,
Даже асфальт подсох
И грязь перестала выглядеть кашей.
И вот уже по улице нашей
Ходить без резиновых можно сапог.

***
А давай-ка с тобой, давай
Этим ясным чудесным днем
(«Скороходы» свои надевай)
От людей подальше уйдем,

Чтоб они намеками разными
Нам не портили этот день
И руками не лезли грязными
В душу каждый, кому не лень.

Мы с тобой от людей удрапали
За овраг, поросший крапивою,
Чтоб они не видали, не лапали
Нашу любовь красивую.

***
Сколько женщин перевидал
Ты, возлюбленный мой идеал?
Как их звали-то: Катя, Рая?..
Я по счету буду какая?
Как клиентка в порядочном бардаке,
Свой талончик на счастье сжимая в руке,
Жду не час, а который год,
Когда же очередь до меня дойдет

И судьба-распорядительница,
очередью заведующая,
Молча объявит: «Следующая!»
И ею, вся от желаний сгорая,
Буду я, наконец, не другая.

Сестре Тане
Мне сестра читать Есенина
Запрещала, не со зла,
Говорила, до Есенина
Я еще не доросла.
Я брала его украдкою
И, действительно мала,
В сенцах пряталась за кадкою
И читала, как могла,
И писала под Есенина,
Стиль стараясь обрести,
Понимая — до Есенина
Мне еще расти, расти…

***
Я студентка! Я живу в столице
И уже себя считаю здесь,
Нет, не чужеродною частицей,
А своею, самой что ни есть.

Только все же странно, я не скрою,
Привыкать (в Рязани – проще там)
К окруженным славой мировою
Достопримечательным местам.

Будто по открытке из альбома,
Я брожу по улице иной,
Прежде лишь заочно мне знакомой
И заочно так любимой мной.

Я к Москве привыкну, как к Рязани,
Но, наверно, не смогу и впредь
На нее привычными глазами
Пусто и пресыщенно смотреть.

Ах, Москва! Она неповторима -
Понимаю это все ясней
И, как сахар быстрорастворимый,
Растворяюсь, растворяюсь в ней.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива