Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 09, 2009

Юрий Шевчук: Истина без любви – ложь

В Доме книги на Новом Арбате прошла встреча с музыкантом, лидером питерской группы «ДДТ» Юрием Шевчуком. Он представил свою книгу «Сольник». Это его первая полноценная книга стихотворений.

Юрий Шевчук - ДДТИздание иллюстрировано редкими фотографиями из семейного архива. Многие из стихотворений, вошедших в книгу, – тексты песен. На бумаге, без музыки, они оживают. Ощущается характерная шевчуковская интонация. Эта небольшая книга – карманная философия автора. В каждом стихотворении – частичка души музыканта.

Вечер оказался очень коротким по времени, Юрий Юлианович спешил во МХАТ на концерт в честь 75-летия Юрия Визбора, где должен был выступать. Подписывая книги, он отвечал на вопросы поклонников.

– Как сложилась книга?

– Писал время от времени строчки для себя – размышления о жизни, о России, о нас. В этих стихах – дух времени. Друзья сказали, что пора делать сборник. Текстов было много, даже не все вошло. Зато здесь оказалось несколько моих «ключевых» песен.

– Расскажите о вашей группе «ДДТ».

– Репетируем новые песни. Понравятся ли они вам?.. Но мы репетируем бодро.

– Есть ли у вас цель в жизни?

– На мой взгляд, достижение цели в жизни – полный облом. Мне кажется, надо ставить цель такую, до которой никогда не дойти. В таком случае человек будет в динамике... лететь к ней или... ползти. Цель – штука сложная. В ней есть небеса, земля, ты сам и твои близкие, страна, где живешь. Для меня это – не размытое понятие, но в эту цель очень многое входит из моего и окружающего мира. Важно, чтобы мир был миром: чтобы у нас в стране появилось гражданское общество, независимый суд, чтобы человек стал не быдлом и рабом, а Человеком. Чтобы его уважали не потому, что он состоит в партии. Когда в нашей стране у человека появятся не только обязанности, но и права, то думаю, такую цель ставить – очень неплохо!

– Ваши политические взгляды?

– Свободная личность.

– Как ваш сын?

– Он давно пришел из армии. Но, к его счастью, «дембель» у него до сих пор продолжается. (Смеется.)

– Ваше отношение к популярности?

– Не думать об этом – самое лучшее оружие и лекарство. Ведь есть, о чем другом подумать. Я стишок вам прочту об этом.

Амбиций нет, остался тихий праздник
Уединенной жизни: несколько котлет,
Сестрою присланных, и ветер безобразий,
Как пьяный сторож, вечно гасит свет.
Нет ничего, есть след на поле снежном
Лед озера, скользнувший в лунку бур,
Пол-литра, щука, ее голос нежный:
«Вам кофе, плиз?» – «Ля мур моя, тужур».
Амбиций нет, давно не рок-поэма,
Скорей, афишка старая, в печи
Горят стихи. Но есть одна проблема:
Кто воет там под звездами в ночи?
Пойду-ка посмотрю, накину ватник,
Пальну из двух стволов в кромешный мрак.
Амбиций нет. Не брокер, не десантник,
А так... Емеля-ля... Иван-дурак.

Пришедшие на встречу одобрительно аплодируют.

– С Децлом не собираетесь выступать?

– Нет. Сейчас есть очень хорошие рэперы. Рэп – серьезная альтернатива, потому что в нем мало денег. А когда в движении средств немного, там все свободно и честно. Рэп – не на стадионах, а в клубах. В нем много нового и хорошего слова. Это уличное слово, которое перетекает потихоньку в поэзию. В свое время в 20-м веке Блок ввел уличный язык в большую поэзию. Вспомните его «Балаганчик». Сейчас – интереснейшие времена. С рэпом интересно работать, так же, как с роком и другими формами и жанрами.

– Что вы думаете о сегодняшнем шоу-бизнесе?

– Шоу-бизнес – везде. Это государственная политика: «двадцать кошмаров», что страна наблюдает по телевизору с утра до ночи с этим псевдопозитивом. Вообще-то у нас сейчас общество Древнего Рима, в котором осуществляется принцип: «хлеба и зрелищ»... И в этом видится еще стабильность. В эфире нет ни одной песни гражданского содержания, такой, чтоб «размышляла» о том, куда идем, что с нами будет. Такое удалено из эфира. Там только бла-бла-бла и попса. В итоге будет погублено много молодых неиспорченных, неискушенных душ.

По телевидению однообразные одиозные передачи. Бог с ними, пускай будут. Но почему мешает нормальная песня, которая бы заставляла человека думать, мучиться, страдать?

Главное для политиков, чтобы общество было прибитое и отполированное – никто бы ничего не говорил, единство желаний и мнений обо всем. Страну зомбируют. Со многим не согласен, но, с другой стороны, я обожаю Россию. И то, что мне не нравится, – часть моей любви. Важно быть не «против», а – «за». Я – не против власти, я – за нормальную власть. Я – не против попсы, я – за честную музыку. Я – не против дурацких книжек, я – за подлинную поэзию! Только – «за»! И тогда будет добро. «Против» – негатив.

Еще очень важная вещь – любовь. Моя любимая поговорка: «Любая истина, сказанная без любви, есть ложь». Вы поймите, я сам обижусь, если кто-то с презрением и злостью скажет: «Ну, сегодня, Юра, ты налажал!». А если мама скажет: «Сынок, ну, ты и козел, блин!» (аудитория смеется), то стерпишь. Мама ведь с любовью и болью говорит. Не в вычурном и парфюмерном, а в нормальном смысле любовь необходима.

– Какие у вас отношения с мамой?

– Замечательные. Она – художник. Ей 84 года. Этой зимой мы сделали ей выставку в Питере. Она рисует цветочки. Когда она себя хорошо чувствует, сразу начинает писать картины. Ей не нужны ни деньги, ни слава. Она для меня – пример служения делу. Ведь мама рисует именно потому, что не рисовать не может.

Шевчук очень трепетно относится к маме. И это отражается в его поэзии. Одно из стихотворений «Сольника» о ней:

Мне снилась
Мама в мае.
Ночь Мамая
Вилась дорогой в поле.
Чья-то Поля
Шла с ведрами,
Качая бедрами
Земли.
И доносилось пение.
Журавли
Привычно охраняли
Небо.
Заморские растения
Цвели,
И мама рисовала
Их золотистой пылью,
Добавляя
Карминовые
Листья хлеба...
Когда очнулся,
Выйдя из провала,
Светило утро –
Мама рисовала.

Вообще поэзия Шевчука многогранна. Свои ранние песни он писал под влиянием в первую очередь Высоцкого, Окуджавы и Галича, а также поэтов Серебряного века. Основной тематикой раннего творчества музыканта была гражданско-патриотическая лирика, социальная сатира и протест. В произведениях из книги «Сольник» можно ощутить и его боль за Россию, и любовь, и просто хорошее настроение. Одно из стихотворений – известная песня «Дождь»:

Дождь, звонкой пеленой
наполнил небо майский дождь.
Гром, прогремел по крышам,
распугал всех кошек гром.
Я открыл окно, и веселый ветер
разметал все на столе –
глупые стихи,
что сжигал я в душной и унылой пустоте.
Грянул майский гром,
и веселье бурною, пьянящею волной
окатило: «Эй, вставай-ка
и попрыгай вслед за мной.
Выходи во двор и по лужам
бегай хоть до самого утра.
Посмотри, как носится
смешная и святая детвора».
Капли на лице – это просто дождь,
а может, это плачу я.
Дождь очистил все,
и душа, захлюпав, вдруг размокла у меня.
Потекла ручьем прочь из дома
к солнечным, некошеным лугам.
Превратившись в пар,
с ветром полетела к неизведанным мирам.
И представил я:
город наводнился вдруг веселыми людьми,
позабыв про стыд
и опасность после с осложненьем заболеть,
люди под дождем, как салют,
встречали гром – весенний первый гром!

А начался успех Юрия Шевчука и группы «ДДТ» с песни «Не стреляй»:

Не стреляй воробьев, не стреляй голубей,
Не стреляй просто так из рогатки своей,
Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,
Что без промаха бьешь по мишеням живым!

Ты все тиры излазил, народ удивлял,
Как отличный стрелок, призы получал,
Бил с улыбкой, не целясь, навскидку и влет,
А кругом говорили: «Вот парню везет!»

Не стреляй!
Не стреляй!
Не стреляй!
Не стреляй!
Не стреляй!

И случилось однажды, о чем так мечтал -
Он в горячую точку планеты попал...
А когда наконец-то вернулся домой,
Он свой старенький тир обходил стороной!

И когда кто-нибудь вспоминал о войне,
Он топил свою совесть в тяжелом вине,
Перед ним, как живой, тот парнишка стоял,
Тот, который его об одном умолял:
Не стреляй!
Не стреляй!
Не стреляй!
Не стреляй!
Не стреляй!

Стоит упомянуть, что Юрий Юлианович по образованию – художник. Но главный успех Шевчук обрел именно с «ДДТ». Например, в 1993 году в честь дня рождения Санкт-Петербурга группа дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Она была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» как лучшая рок-группа года, а Шевчук признан лучшим рок-певцом. Музыкант много гастролировал за рубежом. В 2007-м стал лауреатом российской премии «Триумф» за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

В то же время он резко реагирует на события в стране – расстрел Белого дома в 1993 году, войну в Чечне – и старается быть всегда в центре событий, общается с прессой на острые социальные темы. Другая сторона деятельности Шевчука – борьба с поп-исполнителями, выражающаяся в песнях «Фонограммщик» и «Попса», публикациях в СМИ критических интервью и заявлений.

Музыкант сотрудничает с международными организациями. Для ЮНЕСКО снимал репортажи об уничтоженных православных храмах в сербском крае Косово. А в 2008-м выступил на круглом столе в рамках Петербургского экономического форума «Что такое Россия? Разговор на неэкономическом языке». Обнародовал статистику – с 2003 года в Санкт-Петербурге снесено около 100 памятников. Выступая против сноса исторических зданий Санкт-Петербурга, собирает всю информацию по утраченным в последние годы шедеврам архитектуры.

Юрий Шевчук издал несколько собственных сольных альбомов: «Череповецкий магнитоальбом» (1983), «Кочегарка» (1985), «Москва-Жара» (1985), «Акустика (2 концерта)» (2001), «L’Echoppe» (2008). Снимается в кино: «Духов день» (1990), «Город» (1990), «Вовочка» (2002), «Антонина обернулась» (2007), «Жила-была одна баба» (2007), «Батюшка» (2008). Конечно, писал и музыку к этим и другим фильмам. Участвовал в качестве ведущего в многосерийном телевизионном фильме «Земное и небесное», посвященном истории Русской православной церкви. В 2007 году озвучил 500 серий исторического проекта «История государства Российского».

Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива