Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 07, 2011

Корни рок-н-ролла

(Продолжение. Начало – в №6, 2011)

По поразительной наглости и грабительскому отношению ко всему, что плохо лежит, пионеры «вестерн-свинга» могли сравниться разве что с испанскими завоевателями!..

Новые конкистадоры

Корни рок-н-роллаМгновенно ободрав блюз до самых костей, они жадно набросились на джаз, гавайские песни, мексиканский стиль «мариачи». Ядро типичного свинг-оркестра напоминало традиционный струнный ансамбль американской глубинки: главенствовали тут скрипки (одна или несколько), банджо и гитара. У традиционных оркестров была заимствована духовая секция: труба (иногда не одна), саксофон и кларнет. Не обошлось, естественно, без фортепиано. Ну а технический «бум» тридцатых годов подарил вестерн-свингерам новую радость: steel-гитару с электрическим усилителем.

Вырвавшись из прямой, как стрела, кантри-колеи, весь этот инструментальный ералаш зазвучал легко и свободно, рассыпался во всех направлениях жарким стилистическим фейерверком и благодаря своей полуимпровизационности сблизился с некоторыми формами джаза. Тем более что в новый лагерь перекинулось немало джазменов из южных штатов: более того, многие здешние биг-бэнды переквалифицировались в «свингеров» едва ли не в полном составе, взяв на вооружение нарочито невнятную манеру пения и негритянский слэнг своего времени.

«Поначалу вестерн-свинг был прибежищем музыкальных недорослей: очень скоро, однако, сюда потянулись и способные юноши – чистенькие, опрятные, но с явными намерениями как можно быстрее сделаться плохишами», – пишет об этом времени историк Тони Расселл. С середины тридцатых годов и до самого начала второй мировой войны вестерн-свинг неуклонно набирал силу: весь Техас ходил ходуном от грохота Боба Уиллиса и его Texas Playboys, Милтона Брауна ...and his Brownies, Bill Boyd's Cowboy Ramblers, The Light Crust Doughboys, The Hi-Flyers, The Tune Wranglers. От режима, в каком гастролировали все эти герои своего времени, любой нынешний рокер поседел бы за месяц.

Заметим, кстати, что техасские свингеры не просто играли на танцплощадках, но и обеспечивали музыкальным содержанием всю южную сеть радиостанций от Далласа к Хьюстону, Сан-Антонио, Талсе (Оклахома) и далее на север. Музыка Боба Виллиса звучала на радиостанции KVOO ежедневно, причем концерты его оркестра нередко шли в прямой трансляции – как с привычного места работы в «Cain's Dancing Academy», так и из любой точки его нескончаемой гастрольной траектории.

Корни рок-н-роллаПервой жертвой второй мировой войны стал в Америке вестерн-свинг: большинство групп распалось – участники их отправились кто по призыву в ряды действующей армии, кто на военные предприятия. Оркестры же, сохранившие свои составы, как бы вторым этапом движения «оки» – недавней массовой миграции фермеров (практически всю историю этого переселения незабываемо-трогательно рассказал в своих песнях Вуди Гатри – первый кумир Дилана), двинулись к западному побережью. Потные, усталые и изможденные рабочие тех лет ни в чем не нуждались так сильно, как в родных звуках танцевальной музыки. Тут-то и оказалось, что вестерн-свинг не умер: более того, в огромных танцевальных залах на несколько тысяч человек он стал быстро расти и вскоре превратился в нечто мощное, громкое и динамичное.

C окончанием войны поутихла и свинговая лихорадка: хозяева увеселительных заведений быстро поняли, что содержать столь многочисленные коллективы накладно. Кроме того, в 1942–44 годах музыкальной продукции в США (из-за соответствующего запрета, наложенного Американской федерацией музыкантов) не выпускалось: эта короткая пауза самым трагическим образом сказалась на судьбе многих многообещающих талантов. К тому моменту, когда индустрия звукозаписи понемногу пришла в себя от всех этих потрясений, выяснилось, что ведущие компании, RCA Victor, Columbia и Decca, уже не обладают прежним монопольным могуществом: по всей стране и особенно на западном побережье бразды правления перехватили у них мелкие музыкальные предприниматели. Студии, технология, музыканты – все необходимое для массового производства пластинок находилось уже в их руках. Оставалось лишь освоить общегосударственную систему распространения, кропотливо создававшуюся «мажорами» на протяжении десятилетий, но и это был лишь вопрос времени.

Хотели того или нет новые предприимчивые хозяева независимых рекорд-лэйблов, но в изменившейся обстановке музыка кантри стала вдруг вновь обретать навсегда, казалось, утраченное лицо: жанр вновь заблистал богатством стилей и красок – совсем как в 20-е годы, когда он впервые вступил в творческий союз со звукозаписывающей индустрией.

Блюз: стирание граней между городом и деревней

Первые послевоенные годы блюз в своем развитии следовал как бы параллельно музыке кантри. Первое поколение блюзмэйкеров отчасти вымерло, отчасти оказалось оттесненным на второстепенные позиции более молодыми соперниками, легче приспособившимися к новой ситуации. Популяция блюзменов при этом быстро распространилась на север и сконцентрировалась в Чикаго; основную массу блюзовых пластинок выпускал здесь все тот же тройственный мэйджор-союз.

В отличие от своего «коренного», южного предшественника, блюз американского Севера с первых дней развивался как коллективный, ансамблевый жанр. Главной фигурой на сцене оставался, естественно, вокалист, но за спиной его всегда действовала небольшая группа: фортепиано, пара гитар, бас и ударные (иногда в дело вступали пара труб, уплотнявших ткань инструментальных пассажей). Все характерные особенности, связанные с происхождением того или иного блюзмена (акцент, техника игры, использование местных песен в репертуаре), в основном, бесследно исчезли: если что-то и отличало теперь одну группу от другой, так только (в лучшем случае) индивидуальность вокалиста да стилистическая оригинальность автора.

Народилась тем временем и новая блюзовая классика: «Blues Before Sunrise» и «Mean Mistreater Mama» Лероя Карра, «Louise Louise Blues» Джонни Темпла, «The Night Time Is The Right Time» Рузвельта Сайкса, «Key To The Highway» Джэза Гиллэма вошли в репертуар практически всех исполнителей блюза и продолжают звучать по сей день. Вскоре выяснилось, что чикагская монополия в блюзе не абсолютна и блюз южных штатов вовсе не умер. Некоторые его представители сумели создать и развить своеобразный акустический стиль, ярким представителем которого был Блайнд Бой Фуллер, выступавший, в основном, для рабочих в складских помещениях табачных фабрик Северной Каролины. Его композиция «Step It Up And Go» надолго покорила сердца поклонников кантри и рокабилли.

Далеко вглубь туманных 30-х годов уходит корнями и история Роберта Джонсона, певца и гитариста из Миссисипи: эта во многом загадочная фигура колоссом возвышается сегодня на том перекрестке, где разбитной южный кантри-блюз встретился со своим более стильным и напористым северным антиподом. Джонсон продал не слишком много пластинок (более того, умер вскоре после того, как перестал записываться), но успел произвести необычайно сильное личное впечатление на всех блюзменов, которым довелось с ним встречаться. Они не только не дали умереть творческому наследию великого музыканта, но и сумели до конца выявить весь его колоссальный потенциал, выстроив на базе произведений Джонсона едва ли не самую влиятельную музыкальную сцену первых послевоенных лет. «Невозможно переоценить важность Джонсона-исполнителя и Джонсона-стилиста: он стал эталоном для всех последующих поколений блюзовых исполнителей», – писал в 1961 году «архитектор» британской блюз-сцены Алексис Корнер, рецензируя сборник «King Of The Delta Blues Singers», благодаря которому впервые с творчеством Джонсона познакомилась широкая международная аудитория.

(Продолжение следует)

 

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива